Вешалки бывают напольными, настенными или закрепленными под потолком. Напольную можно поставить там, где заблагорассудится: она не занимает много места, в самом выигрышном свете демонстрирует плащи, пальто, шляпы и – вот странность – почти не выходит из моды. Если интерьер выдержан в умеренном классическом стиле, то традиционная напольная вешалка в прихожей, особенно оклеенной викторианскими обоями, создаст иллюзию английского дома.
В интерьере минималистском, избавленном от декоративных излишеств, подобная вешалка изначально превращается в арт-объект. Понимая это, многие дизайнеры придумывают вешалки, следуя тенденциям современного искусства, намеренно используют самые неожиданные материалы и комбинации.
С такой вешалки театр не просто начинается, а исключительно вокруг нее одной и вертится: вешалка априори становится главным действующим лицом представления. А сюжеты могут быть разными. Вот, к примеру, в одной повести XIX века встречается следующий эпизод: некий человек приходит на званый вечер, а гости давно уже в сборе. Он остается в пустой прихожей, снимает с вешалки все шубы и салопы, аккуратно складывает их в угол, а на вешалке оставляет одну только свою шинель. Она висит одиноко и отчужденно. Своего рода инсталляция.
Для одиноко висящей шинели идеально подойдет COAT-RACK 4 HOOKS («4 крючка») от компании Authentics, придуманная ВЕРОНИКОЙ ВИЛЬДГРУ- БЕР (Veronika Wildgruber) и СЮЗАННОЙ ШТОФЕР (Susanne Stofer). Вешалка представляет собой шнур из полиамида, подвешенный к потолку. Крючками служат четыре привязанные к шнуру металлические буквы «Y». Среди напольных моделей встречается множество вешалок-деревьев.
ДЕРЕВО ERIK, созданное дизайн-бюро KARLSSON & BJORK для компании Swedese, – это древесный ствол с толстыми ветками, лишенный всякого изыска и закрепленный на металлическом основании. Фирме-производителю более шестидесяти лет, она специализируется на мебели «вне моды», и дерево Erik – живое (хотя уже вряд ли) тому подтверждение. Впрочем, Swedese мало одного дерева, компания выпускает и другое, от MICHAEL YOUNG & KATRIN OLINA PETURSDOTTIR: вешалку из древесно-волокнистой плиты, покрытой белым лаком или отделанной шпоном березы.
Модель THE TREE, разработанная ЭЭРО ААРНИО (Eero Aarnio) для MARTELA, по замечанию самого автора, проектировалась как декоративная перегородка. Между тем всегда находится кто-то, вешающий на стилизованные ветви «райского деревца» шарф или пиджак. Следует заметить, что маэстро Аарнио данное обстоятельство нисколько не смущает.
Мотив дерева – в первозданном или стилизованном виде – встречается и в настенных моделях. Вешалка UNIQUE WOLF DEN COAT RACK от CANTILEVER and press – это простая деревянная полка с закрепленными внутри нее древесными сучьями. Автор «поделки из природного материала» признается, что первый, опытный экземпляр изготовил для своего приятеля в подарок. Поняв, что вещь удалась, вошел во вкус и делает теперь эту красоту на заказ.
Благодаря его стараниям прихожие городских квартир в США и Канаде приобретают приятный деревенский шарм. Следующие герои пьесы – настенные вешалки из Швеции от компании DESIGN HOUSE STOCKHOLM. При одном взгляде на эти объекты в памяти всплывают строчки из Хармса: «Какие странные дощечки и непонятные крючки…» В общем, чистое искусство и приятная альтернатива рогам оленя. Бесконечная волнистая линия на стене – это WAVE HANGER от «органического» дизайнера
NANNY HOLEN. Вешалка идеальна для посетителей детских утренников: разноцветные курточки на ней подобны праздничным флажкам.
На глянцевитых и матовых пластиковых конструкциях невероятно хороши вязаные шерстяные шарфы и яркие сноубордические куртки: нескучная игра в шестидесятые и, пожалуй, в восьмидесятые годы прошлого столетия. Привычка все прятать в шкаф – форменная глупость, когда есть такие вешалки. Модный тренч или плащ становится частью интерьера, он даже может посоревноваться в своей красоте с креслом, столом, диваном, абажуром лампы – почему бы и нет?